20 красивейших готических зданий со всего мира

Йоркский собор. Йорк. Англия

Готические соборы Европы стали настоящим символом Средневековья, что, в полной мере можно сказать и о соборе в британском Йорке, строившийся в течение 252 лет, с 1220 по 1472 год.

Красивый собор неоднократно горел, а крупнейший пожар XIX века стал следствием поджога религиозного фанатика. Но здание восстанавливали, и службы в нем не прекращались и в периоды реконструкций.

Здание славится своими витражными окнами, а также великолепно украшенным архитектурными элементами фасадом. В середине ХХ века был разработан проект по реставрации главной башни, которая грозила обрушиться, и последние реставрационные работы завершились в 2007 году.

17

Финансы

Окно в соборе Буржа с изображением плотников, мастеров бочек и колесных мастеров (нижние панели) — вероятных спонсоров окон.

Епископы, такие как Морис де Салли из Собора Парижской Богоматери , обычно вносили значительные суммы. Состоятельным прихожанам предлагалось отдать процент от своего дохода или состояния в обмен на право быть похороненным под полом собора. В 1263 году папа Урбан IV предложил папские индульгенции или прощение грехов в течение одного года богатым жертвователям, которые сделали большие пожертвования. Для менее богатых членов церкви приветствовались пожертвования натурой, такие как несколько дней работы, использование их волов для перевозки или пожертвования материалов. Священные реликвии из святых отображалось хранятся в соборе , чтобы привлечь паломник, которые были приглашены , чтобы сделать пожертвование. Иногда мощи увозили процессией в другие города для сбора денег.

В гильдиях различных профессий в городе, такие как пекари , меховые торговцы и Drapers , часто сделанные пожертвования, и в обмене небольших панелей с витражными окнами в новых соборных окнах проиллюстрированы их деятельность.

Возникновение

Романский стиль начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена, имеющие германские корни.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

  • ранняя готика;

  • высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

  • пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

«Тело и душа» готического собора

Условно собор можно разделить по вертикали на три яруса. В подвальном ярусе размещались складские помещения, мастерские, кухни. Он был недоступен прихожанам и задумывался как нежилой, с толстыми стенами и без окон. В средневековом мировоззрении подвальные помещения являлись символом «нижнего мира», где скрыты суетные, низменные помыслы и нужды человека.

Средний ярус начинался от уровня земли и заканчивался крышей. Он символизировал тело собора — и образно говорил о человеческой природе. На этом ярусе помещалось большое количество скульптур святых, царей или мифологических существ. Стены украшались аллегорическими изображениями пороков и добродетелей. Оконные проемы стали украшаться витражами — целыми композициями из цветных стекол. Они наполняли собор светом и создавали внутри фантастическую атмосферу.

Третий ярус готического собора — башенный, возносящийся в небо. Кроме двух башен на фасаде, в одной из которых находилась колокольня, в этот ярус входили многочисленные пинакли — декоративные башенки с фиалами — декоративными завершениями. Они покрывали крышу базилики подобно лесной чаще. Стрельчатые башни возносились вверх и там истончались, заканчиваясь шпилями.

Готика стала последним стилем Средневековья — на смену ему пришла эпоха Ренессанса. Новые идеи заставили искать другие ориентиры, и зодчие Европы опять обратили свои взоры к античной эпохе. Именно ее достижения вновь преобразили искусство архитектуры.

Трон Карла Великого. Ахенская капелла. Германия. VIII в.

Мавзолей Теодориха Великого. Равенна. VI в.

Аббатство Мария Лаах. Германия. XI–XIII вв.

Пизанский собор. Италия. XI–XIII вв.

Поделиться ссылкой

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.


Интерьер готического собора

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.


Комната в готическом стиле

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами

Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Первой готической постройкой принято считать базилику аббатства Сен Дени, построенную во Франции в 1144 году.
витражами

Базилика аббатства Сен-Дени, Wikimedia

Глостерский собор

Собор является примером ещё одного уникального готического течения, которое получило название «перпендикулярная готика».

Общее описание. Официальное называние: Кафедральная церковь Святого Петра и Святой Единой Троицы. Длина — 130 метров, ширина — 44 метра, а высота центральной башни достигает 79 метров. Здание имеет крестообразный план со скругленным восточным концом и тремя радиально расходящимися капеллами, средняя из которых посвящена Богоматери.

Место расположения: Великобритания, город Глостер.

Даты постройки: строительство началось в 1089 году, а закончилось в 1499 году. Здание — типичный английский долгострой.

Кто построил? Строительство началось под руководством аббата Серло, но за 400 лет архитекторы менялись много раз.

Глостерский собор, фасад, общий вид

Главный неф собора был построен в позднем романском стиле, поэтому не представляет особого интереса с точки зрения, архитектурных новшеств, готических элементов в нём очень мало.

Галерея в монастыре украшена в стиле перпендикулярной готики

Особый интерес в интерьерах представляет декоративное оформление галерей. Стены и потолки полностью покрыты своеобразным орнаментом, напоминающим ветви винограда. Линии орнамента поднимаются к сводчатому потолку, где встречаются друг с другом, образуя перпендикуляры, именно поэтому стиль был назван перпендикулярным.

Неоготический витраж «Апостол Фома», 2013

Даже в наши дни интерьеры собора совершенствуются и развиваются. В 2013 году известный английский витражист Томас Денни создал серию витражных окон в современном неоготическом стиле, которые органично вписались в древнее здание. Сюжет витража посвящён апостолу Фоме, который уверовал в божественность Христа после воскрешения.

Самые красивые готические соборы Европы:

Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке. 

Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь  покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается  одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия. 

Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.

Йоркский собор (Англия). Является одним из крупнейших в своем роде в Северной Европе. Монастырская церковь является резиденцией архиепископа Йоркского. Длина собора — 158 метров, высота — 31 метр. Имеет 3 башни: две по 53 метра и центральная — 61 метр высотой. Нынешнее здание было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году.

Какой он, готический храм?

Наверное, одна из главных особенностей готического храма не в его головокружительной высоте, не в застывших по его периметру фантастических изваяниях, не в сияющих будто бы неземных витражах и даже не во всем вместе. Думается, что главная его особенность состоит в том, что готический собор представляет собой результат работы всего средневекового общества.

Более того, собор как таковой не имеет авторства. Весь народ объединялся, чтобы возвести тот или иной храм. И за это время мастеровые сменяли друг друга десятками, а иногда и сотнями. Автором не был и, главное, не считал себя таковым ни главный строитель, ни скульпторы, ни витражисты. Ведь художники готической эпохи вовсю использовали книги образцов и сборники типичных произведений для любых видов искусства. Это считалось делом не только не зазорным, но и необходимым. Более того, некоторые мастера, к примеру те, кто придумывал план храма и делал чертежи, даже не могли в полной мере оценить успешность своего труда. Ведь постройку возводили веками и поколениями, и средневековые архитекторы просто не доживали до завершения ее строительства, да и собор на протяжении этого периода мог много раз перестраиваться.

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

  • базилики Святого Петра в Риме,
  • базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
  • собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
  • кафедрального собора Севильи.

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

  • Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
  • порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
  • великолепные витражи 12-го и 13-го веков —

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали  собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов ( у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье 

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили».  Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый  из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Приходские церкви

Архитектура приходских церквей, подчиненных непосредственно власти епископата, идет теми же путями, что и архитектура кафедральных соборов. Здесь готическая архитектура развивается во всей своей чистоте и умеет приспособиться к скромным средствам, имеющимся в ее распоряжении. Чаще всего из соображений экономии приходится отказываться от сводов над нефами, и сводом перекрывают только хор. А для того, чтобы избежать необходимости передавать распор при помощи дорогостоящих аркбутанов, хор оставляют без обхода. Эти приемы просты и четки, и здание, кроме других преимуществ, обладает тем достоинством, что не представляет собою просто миниатюрное повторение собора.

Собор Парижской Богоматери. Париж Франция

Сложно отыскать на карте Европы более известного храма, чем Notre-Dame de Paris, воспетый многими поэтами и литераторами, отображенный на не на одной сотни картин великих живописцев разных эпох.

Символ Парижа начали строить в 1163 году, а уже в начале XVI века он предстал во всей своей красе. Красивый католический собор стал ярким примером французской готики, вместе со столицей переживал счастливые и трагические события.

Во время Великой революции многие ценности были разграблены, а скульптуры, украшавшие здание, разбиты. Помнит собор и коронацию Наполеона Бонапарта, а также бои на улицах Парижа во времена Парижской коммуны.

20

Элементы оформления готики

Неизменный атрибут готики – скульптурные композиции. Это неотъемлемые элементы оформления любого католического собора или храма. Скульптуры призваны сообщить пространству одухотворенность и придавать ему особый, религиозный смысл. Для готики характерно украшение зданий скульптурами пророков, ангелов, святых. Зачастую композиции фигур передают смысл религиозных тестов и наставлений. В любом храме присутствуют скульптуры Девы Марии и Христа. Каждый элемент оформления зданий предназначен для воздействия на душу и разум простого человека, вызова у него эмоционального отклика и чувства преклонения перед величием Бога.

Скульптура Кёльнского собора

Химеры Нотр Дама

Ранней готике (начало-середина ХII века) присущи более простые и лаконичные черты. Для этих строений характерны широкие порталы для входа в здание, которые закрывались массивными дверями. Начиная с ХIII века при строительстве готических зданий стал использоваться каркасный стиль. С начала XIV века фасады соборов стали украшать лепниной и скульптурными композициями. Причем элементы оформления зачатую располагали по всей высоте стен.

Соборы и храмы нередко перестраивали, поэтому в одном здании можно увидеть черты разных направлений и этапов развития готики. Начиная с XVI века этот стиль архитектуры стал постепенно утрачивать свое былое значение, так как на первый план стали входить барокко и ренессанс.

Гаргулья

Скульптуры готического собора

Считается, что гаргульи служили символом защиты храма, отпугивающим грешников

Помимо скульптур и лепнины, в оформлении зданий готического стиля используют такие элементы декора, как ажурные шатры и порталы. Внутри строений расположены величественные колонны, являющиеся опорными элементами конструкции. Верхние части рядом стоящих колонн образовывают своеобразные шатры или своды, украшенные различными барельефами.

Это интересно: Альтернативные источники энергии для дома: разбираемся в сути

Внешний облик

Кёльнский собор кажется устремленным вверх за счет заострения арок с вертикальными контрфорсами. Вертикаль – характерная особенность готического стиля, доминирующая в архитектуре Средневековья. В широком фасаде – красочные витражи с библейскими сюжетами. Огромные витражные пространства разделены ажурной каменной вязью.

На стенах изображены каменные скульптуры ангелов, святых и узоры в виде арок, окружностей, колонн и ниш. Арка над главным входом и ажурные каменные узоры шпилей – отличительные детали в архитектуре Кельнского собора.

Здание состоит из многочисленных арок и пилястр, которые создают минимальные препятствия солнечным лучам, и в храме господствует естественное освещение. Около Кёльнского собора всегда дует ветер, даже если вокруг абсолютный штиль.

Воздушные потоки, натыкаясь на 157-метровые башни, устремляются вниз, встретив столь неожиданную преграду на пологой рейнской равнине. Средневековый великан стоит в окружении 12 древних церквей Кёльна, словно застывших в хороводе.

Собор достраивали в XIX веке, применяя более совершенные технологии. Потолочные балки собора сделаны из железа, так что во время Второй мировой войны при бомбардировке 14 прямых попаданий не сокрушили своды собора.

Внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение объединяет главный зал, галереи, капеллы и несколько часовен. Стены, своды и пол собора выложены из местного серого камня. В главный соборный зал ведут огромные бронзовые ворота. Посреди зала – пышные резные колонны с причудливыми узорами в форме сказочных растений. Огромные колонны, словно деревья, поддерживают высокие своды.

Стены украшены лепниной и яркой мозаикой с позолотой. Вдоль стен у алтаря – коллекция скульптур библейских святых. В соборе 14 статуй Иисуса Христа, статуи Девы Марии и двенадцати апостолов.

Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь. Сквозь многочисленные витражи льется свет и окрашивает скульптуры и колонны в лиловые и розовые, желтые и синие тона. Переходы оттенков цвета один в другой, прозрачность витражей в сочетании с органной музыкой, звучащей в соборе, создает праздничную, радостную атмосферу.

В Кёльнском соборе самые большие в Германии хоры, на которых помещается 104 певчих. Два кресла во время службы там никто не занимает: одно – для Папы, второе – для императора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector